Костяной фарфор

Точного времени изобретения костяного фарфора не помнит никто. Разные источники указывают разные даты и имена изобретателей, но сходятся они в одном – в Англии он получен был в 18 веке, и технология его производства долго скрывалась от конкурентов. Однако многие исследователи утверждают, что секрет изготовления костяного фарфора задолго до англичан был известен в Китае, там его называли “яичная скорлупа”. Промышленное производство этого фарфора в нашей стране началось лишь в 1971 году. Его выпуск наладил Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова. Кстати, фарфор, который выпускали в Ленинграде, получался звонче, белее, прозрачнее и тоньше английского. Теперь уже мы стали держать в секрете новую технологию, которая отличалась от известных ранее.

Костяной фарфор от обычного отличается тем, что в его состав входят полевой шпат и каолин (обычные составляющие фарфора), а кроме того – мука из пережжённых костей животных, точнее, крупного рогатого скота (оттого такое название). Что бы удалить из костей клей, их предварительно особым способом обрабатывают. Затем кости разогревают приблизительно до 10000. Органические вещества, присутствующие в костях, сгорают, структура костей меняется, и их состояние теперь именно такое, какое нужно для изготовления из них костяного фарфора. Получившееся вещество растирают в порошок вместе с водой прежде, чем добавить его в основной состав. Основу такой необычной муки составляет фосфат кальция, благодаря чему костяной фарфор обладает свойствами дополнительной пластичности и мягкости.

После того, как изделию придадут нужную форму, наступает очередь обжига. Первый обжиг производят при довольно высокой температуре (не менее 1200о). После этого на изделие наносят глазурь, затем его вновь обжигают, но теперь уже при более низкой температуре. Благодаря составу и такому обжигу тонкий черепок не трескается. После в процесс включаются художники. Изысканная роспись придаёт изделиям изящество и красоту.

Костяной фарфор со свойствам занимает положение между мягким фарфором и твёрдым. Он, с одной стороны, непривычно тонкий (когда подносишь его к свету – изделие просвечивает), а с другой – довольно прочный. Имеет нежный сливочный цвет. Изделия из него не настолько белы, как из твердого фарфора, но всё же белее, чем из мягкого. Если слегка постучать их поверхности – раздастся мелодичный звук. Иногда костяной фарфор называют королевским, но чаще — белым золотом. Он необыкновенно лёгкий и тонкий, но более хрупкий, чем обычный фарфор.